13 Августа 2019
МЭС Центра ФСК ЕЭС
Обычный просмотр
Распечатать
«И Невозможное Возможно»
60 лет назад московские энергетики выполнили уникальную работу по демонтажу линии электропередачи в центре столицы.
Рубрика
События
Метки

Жители крупных городов, привыкли видеть ЛЭП где-нибудь за городом, в полях, в крайнем случае - на окраинах, подальше от жилых массивов. Свет в наши дома несут подземные кабельные линии. Мало кто может сегодня поверить, что всего полвека назад стальные опоры «высоковольтки» возвышались возле самых стен Кремля.

Убрать ЛЭП от Кремля

Воздушная линия электропередачи 110 кВ протяженностью около 10 километров шла от МОГЭС №1 на Раушской набережной до подстанции на южной окраине города - в районе улицы Угрешская. Еще в конце 1956 года, в ходе подготовки к Шестому Всемирному фестивалю молодежи и студентов, градоначальники высказали пожелание очистить набережную Москвы-реки от стальных «вышек». Линию «убрали под землю» - перевели в кабель, однако, демонтировать опоры до начала Фестиваля не успели.

Весной 1959 года вопрос о сносе опор в центре Москвы снова обсуждался на уровне столичного руководства. Было выдвинуто жесткое требование – в кратчайший срок убрать ЛЭП от Кремля!

Александр Иванович Васильчиков

Александр Иванович Васильчиков, в прошлом – начальник Управления Дальних передач, начальник Планово-экономического отдела МЭС Центра, в своем последнем интервью рассказывал: «Мне предложили взять на себя руководство этими работами. Снести опоры в центре большого города – задача крайне сложная. Демонтировать стальные махины высотой 25-35 метров так, чтобы не задеть при этом ни одно из стоящих рядом зданий – работа, фактически, ювелирная. Нужен был точнейший расчет. Я согласился, при условии, если мне дадут необходимое количество людей и подъемный кран с 25-метровой стрелой».

Убрать ЛЭП от Кремля

Таких кранов тогда на всю Московскую область было только два. И оба – в ведении Министерства обороны. Военные пошли навстречу энергетикам и выделили один кран.

Опоры были очень крепкие – из двойного уголка, склепанные на соединениях. Верхушку опоры закрепляли стропами, цепляли краном. Затем сварщики подрезали «ноги» у основания – и огромную стальную конструкцию медленно опускали на асфальт. Движение автотранспорта на период проведения работ перекрывали. «Думаю, что при нынешней плотности автомобильного движения в центре Москвы выполнить подобные работы было бы невозможно – отмечал Александр Иванович, - скорее всего, пришлось бы использовать вертолеты».

Убрать ЛЭП от Кремля

Подъемный кран был всего один, а сроки очень сильно поджимали. Поэтому большую часть опор приходилось валить на мостовые. Строители выкладывали на асфальт шпальные клети. Затем «ноги» опоры подрезали на разной высоте. «Чтобы 25-метровая стальная опора слегка развернулась и упала на подготовленное для нее место, приходилось рассчитывать место распила с точностью до миллиметра – рассказывал Александр Васильчиков. – Необходимо было также учитывать и направление ветра. Трудно вспомнить, сколько раз я в те дни залезал на опоры с логарифмической линейкой в кармане. В самом конце работ, правда, я эту линейку потерял. Пришлось покупать другую».

Убрать ЛЭП от Кремля

В целом демонтажные работы продолжались девять дней. Было снесено более 30 опор из них – две переходные высотой тридцать пять метров. Сегодня в память об этой ЛЭП в центре Москвы остались только одетые гранитом выступы на Раушской, Москворецкой и Котельнической набережных – там, где когда-то стояли опоры. Трудно переоценить тот огромный вклад, который внес Александр Иванович в реализацию этого проекта.

Другие материалы по теме:
Комментарии
Следующий материал:
Надежность